К почве как к живому организму
Эффективная кормозаготовка:
чтобы затраты превратились в инвестиции
Заворот матки – последствие некомфортности
условий
Основы питания тёлок в возрасте
7–12 месяцев
Тепловой стресс: многолетнее наследие
Точное кормление: продуктивность по расчёту
К технической оснащённости
технологическое содержание
Новый комплекс для нового стада
Год за годом – корпус за корпусом
В свете фундаментального преображения
По пути бесконечного развития
Когда есть место эксперименту
Март 2017 г.
Антон Касков
Иллюстрация – постер аниме «Серебряная ложка»
Привлечение молодежи в сферу агарного производства – задача, стоящая отнюдь не только перед руководите-
лями отечественных сельхозпредприятий и госструктур, курирующих АПК.
В последние годы активная пропаганда сельскохозяйственных профессий среди учащихся ведется и в Японии,
причем на языке, прекрасно воспринимаемом молодежью, – языке анимационного искусства. Благо мультиплика-
ционные мини-сериалы (аниме) пользуются в Стране восходящего солнца поистине огромной популярностью.
Ежегодно японская телеиндустрия выпускает более сотни аниме самых разнообразных жанров и широкой тематики. Одна из популярнейших тем жанра «повседневность» – тема вовлечения молодых людей в ту или иную профессию. Не стали исключением и профессии аграрного сектора.
Социальный заказ на такую тему был определен самым настоящим «аграрным бумом», наблюдаемым в Японии в последние годы. Причину этого бума весьма критично относящийся к нему профессор кафедры экономики токий-
ского Университета Мэйдзи Гакуин, кандидат сельскохозяйственных наук Годо Ясухиса видит в переориентации взглядов соотечественников во время затянувшегося кризиса торгово-промышленного сектора:
«Аграрная мечта обрела… популярность во второй половине 2000-х годов. Это как раз был период, когда в Японии обструкция торгово-промышленного сектора стала очевидной.
Когда-то японский торгово-промышленный сектор приковал внимание всего мира своим стремительным ростом. Однако в начале 1990-х, после провала экономики “мыльного пузыря”, он внезапно впал в затяжной кризис. На смену 1990-м пришли 2000-е, и хотя на “реформу Коидзуми” премьер-министра Коидзуми Дзюнъитиро… возлага-
лись надежды по реанимированию экономики, она повлекла такие вредные последствия, как чрезмерная конку-
ренция, и правительство Коидзуми ушло в отставку...
С другой стороны, в 2010 году по показателям валового внутреннего продукта… Китай обогнал Японию и взле-
тел на второе место в мировом рейтинге, начав давление на торгово-промышленный сектор Японии...
Следует рассматривать появление аграрного бума как результат смешанного с чувством раздражения мышле-
ния, отрицающего действительность, что-то вроде: “Хорошо бы в Японии появилась область экономики, которой Япония могла бы гордиться”» («Японское сельское хозяйство: реальность и утопия», портал «Nippon.com. Современ-
ный взгляд на Японию», 2014).
Результатом такого подхода, согласно профессору Годо Ясухисе, стала активизация вовлечения в аграрный бизнес людей, не имеющих надлежащей подготовки. Более того, деятельность новоявленных «псевдофермеров» оказалась щедро поддержана государственными субсидиями. Очевидно, что и плачевные последствия не заставят себя ждать: «Любитель, накупивший оборудования, даже не следя за ухудшающимся качеством продукции и за нагрузкой, которую он взваливает на окружающую среду, может собрать некое подобие урожая. Если получать субсидии, проводить мероприятия с привлечением потребителей, придавать товару популярный вкус при перера-
ботке продукции и приукрасить всё это на этапе товарообращения рекламными лозунгами, то по меньшей мере можно продержаться какое-то время. Однако это приведет лишь к ускорению упадка земледельческих навыков фермеров и еще большему ослаблению основ сельскохозяйственного сектора».
* * *
Полагаю, приведенные выдержки дают достаточно яркое представление о серьезности задачи, поставленной перед японскими аниматорами реалиями «аграрного бума», – задачи заинтересовать молодежь сельскохозяйствен-
ными профессиями. На серьезность этой задачи аниматоры ответили серьезностью подхода, свидетельство чему можно без труда найти на просторах русскоязычного интернета. Речь идет об аниме «Серебряная ложка» (16+) режиссера Ито Томахито. Первый сезон мультсериала вышел на экраны в 2013 году, второй в 2014-м. Каждый из них состоит из 11 серий по 23 минуты – обычный телевизионный формат.
А увидеть в «Серебряной ложке» можно, действительно, многое: именно сосредоточенностью сюжета на про-
цессе обучения ребят в специализированной аграрной школе аниме «Серебряная ложка» выгодно отличается от тематически близкого аниме «Сельско-лесное хозяйство» (2014; 16+). В последнем из-за особенностей жанра (романтика, комедия) тема аграрного образования становится, хотя и ярким, но все-таки фоном, тогда как на первый план выходят любовно-эротические переживания персонажей.
* * *
Итак, действие сериала разворачивается на самом северном из крупнейших японских островов – Хоккайдо (севернее только наш Сахалин, восточнее – Курилы). Главный персонаж «Серебряной ложки» – школьник Хачикен Юго (японцы сначала называют фамилию, затем имя), городской парень, выпускник элитной средней школы мегаполиса Саппоро. В знак протеста против чрезмерно высоких требований отца он решает уехать из города подальше от родителей и продолжить образование в старшей сельскохозяйственной школе «Эдзоно».
Обучение в этой школе ведется по целому ряду направлений: животноводство, растениеводство, пищевая промышленность, лесное хозяйство и гражданское строительство. Ребят ожидает множество клубов по интересам, причем все – либо спортивные, либо углубленной сельскохозяйственной специализации. Обучается Хачикен Юго на отделении молочного животноводства, а некоторое время спустя вступает и в конный клуб.
С первого же дня Юго начинает осознавать свое отличие от однокурсников: большинство из них – дети ферме-
ров, привыкшие к сельскохозяйственному труду и обладающие значительно более глубокими практическими позна-
ниями, чем он, сильный прежде всего в общеобразовательных предметах. Однако атмосфера доброго товарищест-
ва, взаимопомощи и увлеченности общим делом не оставляет ни малейшего шанса возникновению конфликтной ситуации. Так что единственный конфликт, который присутствует в этом произведении, – сугубо внутренний.
Видя целеустремленность своих товарищей, их готовность трудиться над приобретением новых знаний ради воплощения своих идей и мечтаний, а то и просто ради стремления продолжить семейный бизнес, Хачикен Юго начинает настойчиво обращаться к себе: а чего хочет он, о чем мечтает, по какой стезе намеревается пойти?
Измучившись внутренним поиском, Юго в какой-то момент даже начинает завидовать окружающим, мол, всё-то у них предопределено, и не над чем ломать голову. Только побывав во время каникул на одной из ферм и увидев повседневную жизнь своих однокурсников (для них каникулы, – время усиленной помощи родителям), Хачикен Юго начинает понимать, что кроется за неверно понятой им «простотой» выбора его товарищами дальнейшего жизнен-
ного пути и фразой: «Я унаследую бизнес семьи».
* * *
Помимо изображения внутреннего мира подростка, ищущего собственный путь, в сериале разворачивается кра-
сочная картина сельской жизни современной Японии. Перед зрителем предстает широкий ряд разнообразных быто-
вых сцен, как в классах, так и на практических занятиях – в курятнике, свинарнике, конюшне и коровнике.
Приоткрывается и повседневная жизнь ферм, окружающих школу «Эдзоно». Ярко демонстрируются различные условия труда аграриев. Главному герою доводится побывать на трех семейных фермах: на малой и очень бедной, где содержится лишь 30 коров, на ферме среднего достатка и уровня произодства, где содержится 100–200 коров, и на крупной, с комплексом на 800 голов дойного стада, оснащенной самым передовым оборудованием.
Большое внимание в аниме уделяется культурной жизни сельского общества и самих учащихся, особенно конным состязаниям.
Красной нитью через весь сериал проходит тема правильного отношения к сельскохозяйственным животным – гуманного, но рационального. Неоднократно в центре повествования оказывается работа ветеринарного врача. Более того, один из приятелей Юго, Аикава Шиноске, намеревается стать ветеринаром, для чего и ему приходится преодолевать собственные страхи.
Стилистика рисовки «Серебряной ложки» в целом отражает логику повествования: пристальное внимание уделено фонам (интерьерам и пейзажам), тогда как персонажи преподнесены в несколько обобщенном виде, без яркой детализации. Реалистическая составляющая, безусловно, доминирует, но в обилии присутствует и типичный для аниме резкий переход к гротеску, посредством которого передается смена эмоций персонажей.
Некоторые образы представляют собой прямые отсылки. Так, в образе одного из преподавателей легко узнава-
емы черты Будды, а в образе одного из коней – черты средневекового японского аристократа (выбеленное лицо, нарисованные круглые брови).
Определенное сожаление вызывает чрезмерно упрошенная прорисовка второстепенных персонажей. Впрочем, она нисколько не портит того позитивного впечатления, которое оставляет отображение в «Серебряной ложке» особенностей сельского труда. А преподносятся они, действительно, интересно – живо и эмоционально, именно так, как и следует преподносить сложное подросткам – людям, не отягощенным прагматичным отношением к жизни, готовым искать себя, строить большие планы и не жалеть сил, решившись последовать за мечтой.
Она подарила нам «Серебряную ложку»
Большинство аниме являются экранизациями той или иной манги – японского комикса, издаваемого в печатном виде. Не стало исключением и аниме «Серебряная ложка», снятое по одноименной манге художницы Хирому Аракавы (настоящее имя – Аракава Хироми).
|
1. Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Пользователь даёт Оператору своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.
2. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) и которая может быть использована для идентификации определенного лица либо связи с ним.
3. Персональные данные Пользователей хранятся исключительно на электронных носителях и обрабатываются с использованием автоматизированных систем
4. Оператор использует персональные данные Пользователя в целях:
- регистрации Пользователя на Сайте;
- получения Пользователем запрашиваемой информации об услугах Оператора;
- получения Пользователем персонализированной рекламы;
- для выполнения своих обязательств перед Пользователем.
5. Оператор обязуется не разглашать полученную от Пользователя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.
6. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств
7. Оператор осуществляет блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.
8. Персональные данные пользователя уничтожаются при:
- самостоятельном удалении Пользователем данных со своей персональной страницы с использованием функциональной возможности «удалить аккаунт», доступной Пользователю при помощи настроек профиля;
- удалении Оператором информации, размещаемой Пользователем, а также персональной страницы Пользователя в случаях, установленных договором купли продажи (оферта);
- при отзыве субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных.