Основные ошибки кормопроизводства
Отёк вымени: последствия мнимой
безвредности
Выводим жирность молока из депрессии
Эффективная кормозаготовка:
чтобы затраты превратились в инвестиции
Основы питания тёлок в возрасте
7–12 месяцев
Тепловой стресс: многолетнее наследие
К технической оснащённости
технологическое содержание
Новый комплекс для нового стада
Год за годом – корпус за корпусом
В свете фундаментального преображения
По пути бесконечного развития
Когда есть место эксперименту
Июль – август 2023 г.
Татьяна Южанина
Фото Татьяны Южаниной
Запланированное Минсельхозом РФ объединение компенсирующей и стимулирующей субсидий произойдет в следующем году.
Единая субсидия для аграриев была разделена на две, компенсирующую и стимулирующую, в 2020 году.
К первой субсидии, направленной на компенсацию выпадающих доходов сельхозпроизводителей, Минсельхоз РФ отнес оказание несвязанной поддержки в растениеводстве и молочном скотоводстве, поддержку племенного животноводства и поддержку агрострахования. По сути, регулятор компенсировал аграриям недостаточную рентабельность в этих отраслях. Стимулирующая же субсидия направлялась в регионы на развитие приоритетных сельхозотраслей, заранее обозначенных Минсельхозом РФ.
Для поддержки АПК в период массовых ковидных ограничений соотношение компенсирующей и стимулиру-
ющей субсидий было установлено на уровне 58% и 42%. Однако в дальнейшем регулятор планировал постепенно отказаться от компенсирующей субсидии в пользу стимулирующей. Так, в 2023 году объем господдержки на стиму-
лирующие выплаты впервые превысил объем компенсирующих выплат, составив 31,7 млрд ₽ против 26,7 млрд ₽. Но в этом же году позиция Минсельхоза РФ вновь изменилась. Власти решили в дальнейшем «сохранить и поддер-
жать производство, а не стимулировать» его.
Отказ от дальнейшего стимулирования аграрного сектора чиновники охарактеризовали переходом от экстен-
сивного роста АПК к более интенсивному. Позицию министерства в интервью «Российской газете» озвучила заме-
ститель министра сельского хозяйства Елена Фастова. Отвечая на вопрос о популярности у аграриев тех или иных видов господдержки, чиновник отметила, что «непопулярных мер поддержки... нет: ежегодно кассовое исполнение бюджета составляет 99,9%. Но изменения планируются».
Говоря о будущих преобразованиях Елена Владимировна отметила, что идея стимулирующей субсидии заклю-
чалась в увеличении производства продукции. Итоги завершившегося 30 июня 2022/2023 сельскохозяйственного года продемонстрировали выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности практически по всем направлениям, а по некоторым даже перевыполнение. Поэтому Минсельхоз РФ больше не видит необходи-
мости в дальнейшем стимулировании отрасли АПК. «Принято решение, что со следующего года мы объединяем
эти две субсидии, убирая стимулирование. Наша задача уже сохранить и поддержать производство, а не стимули-
ровать», – сказала чиновник.
В газете «КоммерсантЪ» («Ъ»), попытавшейся разобраться в заявлении Минсельхоза РФ, говорится, что по всей видимости, совершенствование механизмов господдержки не вызовет сокращения ее объемов. То есть чуть более 60 млрд ₽ в год будет выделяться на поддержку менее рентабельных производителей (де-факто за счет более рентабельных) и фактически сохранять структуру сектора в ее нынешнем состоянии.
Во многом желание властей переориентироваться именно на такого рода поддержку объясняется относительно стабильным, несмотря на санкции и другие внешние ограничения, развитием отрасли в последние годы. Видимо, заявления министерства следует воспринимать как окончание периода экстенсивного роста российского АПК, который продолжался с конца 2000-х и активизировался после российских контрсанкций 2014 года. За этот срок агросектор превратился в один из немногих проектов импортозамещения и цели его достигнуты.
По словам Елены Фастовой, наша страна уже третий год подряд сохраняет статус нетто-экспортера продукции АПК, то есть экспорт сельхозпродукции превышает импорт. И если в 2021 году сальдо торгового баланса составило 2,8 млрд $, то в 2022 году – уже 5,5 млрд $.
Итоги 2022/2023 сельскохозяйственного года показали, пишет «Ъ», что главными для внутреннего и внешнего рынка товарами (зерном и растительным маслом) Россия обеспечена более чем на 185% (целевые показатели Доктрины продовольственной безопасности 95% и 85% соответственно). При этом перепроизводство зерновых
из-за неясных экспортных перспектив, сохранявшихся большую часть года, оказывало серьезное давление на внутренние цены. На 153% покрывают отечественные производители и потребности внутреннего рынка в рыбе и рыбной продукции (цель – 80%). За два последних сезона наша страна добилась полной самообеспеченности по сахару и мясу (103% и 101% соответственно).
Одним из немногих товаров, по которым заявленные в Доктрине показатели еще не достигнуты, остается молоко. Самообеспеченность России молоком составляет чуть более 85% при цели в 90%. Как уверяют профильные объединения, достичь показателей Доктрины производителям молока удастся в течение четырех лет. И грядущие изменения субсидирования никак на это не повлияют, благодаря сохраняющемуся широкому комплексу мер господдержки.
Не отразится изменение подходов к предоставлению государственной помощи и на других программах поддер-
жки агросектора, нацеленных на обеспечение его системного роста. Для общего развития АПК и его кадрового обеспечения государство считает важными программы комплексного развития сельских территорий (на нее в
2023 году выделены сопоставимые с объемом субсидирования 59,9 млрд ₽) и эффективного вовлечения в оборот сельхозземель (выделено 38,4 млрд ₽).
Реализуются программы и для решения проблем импортозамещения, такие как грантовая поддержка научно-технических проектов развития отечественной семеноводческой базы, селекции КРС, разработки новых кормовых биологических добавок для скота, новых видов органических удобрений и другие. Кроме того, власти по-прежнему озабочены блокировкой поставок в страну сельхозтехники, запчастей к ней и разнообразного оборудования, в том числе для оснащения молочных ферм, поэтому продолжают поддерживать долгосрочные проекты развития их производств внутри страны.
Заявление Минсельхоза РФ о появлении в следующем году единой субсидии не прояснило механизмов предо-
ставления аграриям нового вида господдержки. Несколько подробнее о том, что из себя будет представлять единая субсидия, Елена Фастова рассказала на летней конференции сельскохозяйственных производителей и поставщиков средств производства и услуг для аграрного сектора «Где маржа – 2023», прошедшей 19–20 июля в Москве.
Как пояснила заместитель министра сельского хозяйства, в рамках единого механизма выделяется двенадцать приоритетных направлений, пять из которых предусмотрены для регионов по умолчанию. К ним отнесены проведе-
ние агротехнологических работ, поддержка племенного животноводства, элитного семеноводства, сельскохозяйст-
венного страхования и малых форм хозяйствования. Дополнительно каждый регион сможет выбрать еще три направления из семи предложенных регулятором – это производство и переработка молока, глубокая переработка зерна, а также производство льна, плодово-ягодной продукции, поддержка мясного скотоводства, козоводства, а также традиционных подотраслей, включая оленеводство.
С 2024 года возмещение части прямых понесенных затрат будет осуществляться в форме предоставления субсидий. Предварительный отбор проектов и распределение средств планируется провести уже в текущем году. Елена Владимировна подчеркнула, что все субсидируемые направления будут сохранены.
1. Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Пользователь даёт Оператору своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.
2. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) и которая может быть использована для идентификации определенного лица либо связи с ним.
3. Персональные данные Пользователей хранятся исключительно на электронных носителях и обрабатываются с использованием автоматизированных систем
4. Оператор использует персональные данные Пользователя в целях:
- регистрации Пользователя на Сайте;
- получения Пользователем запрашиваемой информации об услугах Оператора;
- получения Пользователем персонализированной рекламы;
- для выполнения своих обязательств перед Пользователем.
5. Оператор обязуется не разглашать полученную от Пользователя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.
6. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств
7. Оператор осуществляет блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.
8. Персональные данные пользователя уничтожаются при:
- самостоятельном удалении Пользователем данных со своей персональной страницы с использованием функциональной возможности «удалить аккаунт», доступной Пользователю при помощи настроек профиля;
- удалении Оператором информации, размещаемой Пользователем, а также персональной страницы Пользователя в случаях, установленных договором купли продажи (оферта);
- при отзыве субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных.