К почве как к живому организму
Эффективная кормозаготовка:
чтобы затраты превратились в инвестиции
Заворот матки – последствие некомфортности
условий
Основы питания тёлок в возрасте
7–12 месяцев
Тепловой стресс: многолетнее наследие
Точное кормление: продуктивность по расчёту
К технической оснащённости
технологическое содержание
Новый комплекс для нового стада
Год за годом – корпус за корпусом
В свете фундаментального преображения
По пути бесконечного развития
Когда есть место эксперименту
Июль 2017 г.
Антон Касков
Фото Татьяны Южаниной
Наполнение и содержание ветеринарной аптеки – извечно актуальная забота главного ветеринарного врача, а то и руководителя любого хозяйства.
Актуальность этой заботы определяется отнюдь не только потребностями сельхозпредприятия в ветеринарных препаратах и в самой аптеке, но также требованиями Приказа Минсельхоза РФ №145 от 15 апреля 2015 года «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения».
Контроль за исполнением содержащихся в этом приказе предписаний возложена на сотрудников региональных и межрегиональных управлений Россельхознадзора (проверка каждого хозяйства проводится раз в 3 года). Поэтому за разъяснениями пунктов Правил мы обратились к государственному инспектору отдела ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской республике Наталии Чирковой.
Чьи руки первыми дойдут?
Несмотря на то, что Правила применимы ко всем субъектам обращения лекарственных ветпрепаратов, не все пункты Правил применимы к ветеринарным аптекам хозяйств. Дело в том, что существующие Правила хранения ветеринарных препаратов не конкретизированы относительно типа аптеки. Они не подразумевают подразделение аптек на те, которые подлежат лицензированию (осуществляющие розничную или оптовую торговлю), и те, которые представляют собой лишь хранилище препаратов – ветеринарные пункты сельхозпроизводителей.
Посему основное внимание ветеринарным специалистам производственных служб предстоит сосредоточить на обустройстве и оборудовании аптечных помещений, а также на хранении не самого широкого перечня ветеринарных препаратов. Выразив на этом основании сомнение в том, что требования Правил содержат нечто сверхсложное для исполнения в хозяйствах, Наталия Сергеевна с сожалением отметила, что ей «еще ни у одного сельхозпроизводителя не доводилось увидеть ветеринарную аптеку, которая бы соответствовала Правилам».
Очевидно, что объяснение нарушений незнанием предъявляемых требований (особенно в крупных сельхозпредприятиях) звучат для инспекторов Россельхознадзора неубедительно. Гораздо более правдоподобным объяснением является банальная нехватка времени в связи с общей загруженностью специалистов. Как говорится, просто руки не доходят. И все же чьи-то руки до каждой ветеринарной аптеки должны дойти обязательно. Так неужели лучше, если это будут руки Россельхознадзора?
Пункты, заметные с порога
Следует признать, что информация, изложенная в пунктах Правил, подана вполне ясно и последовательно. Вот, например, что касается гигиены аптечного помещения:
«3. Внутренние поверхности (стены, перегородки, потолки) в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть гладкими и допускать возможность проведения влажной уборки. Полы в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть сплошными, твердыми и ровными, иметь не образующее пыль покрытие, устойчивое к воздействию механической и влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств, не должны иметь деревянных неокрашенных поверхностей».
И еще:
«6. Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы стеллажами, шкафами, поддонами... Не допускается хранение лекарственных средств на полу без поддона…»
А также:
«17. Помещения и оборудование для хранения лекарственных средств подлежат обязательному ежедневному мытью с применением моющих средств».
Однако, несмотря на полное отсутствие возможности использовать фактор внезапности (последовательность проверок заранее утверждается прокурором и отображается на сайте Генеральной прокуратуры РФ), инспектору порой ничего иного не остается, как начать делать не самые приятные замечания буквально с аптечного порога.
– Вместо ровных, твердых полов, стен, покрытых краской или кафельной плиткой, видишь нечто порой совершенно противоположное, а главное, – грязь, которой в ветеринарном аптечном пункте быть не должно, – рассказывает Наталия Чиркова. – Стеллажи зачастую сколочены из неструганных досок, что вообще делает невозможным их мытье с использованием дезинфицирующих средств.
При этом попасть в ветаптеку хозяйства любому желающему не составит труда: дверь в течение дня остается открытой, присмотр за препаратами и оборудованием не организован, несмотря на то, что пункт 19-й Правил прямо предписывает: «Доступ посторонних лиц к местам хранения лекарственных средств не допускается». А пункт 78-й из раздела «Хранение сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств» гласит: «Ключи, пломбир для опечатывания, пломбиратор хранятся у лица, ответственного за хранение, учет и отпуск сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств».
Тем не менее, по свидетельству Наталии Сергеевны, ключи от ветеринарного аптечного пункта хранятся порой, где угодно, только не у ответственного лица.
Кстати, «само ответственное за аптечный пункт лицо, – пояснила Наталия Чиркова, – назначается приказом или распоряжением руководителя хозяйства, подобными документами определяется и круг лиц, имеющих право заходить в ветпункт в случае отсутствия ответственного лица (ввиду отпуска, командировки, больничного и т.п.)». Стало быть, отговорка, мол, ответственного нет на месте, не пройдет. Кто-то с ключами и правом доступа в аптеку в хозяйстве должен находиться постоянно.
«Мелочи», которые бывают
Разумеется, в оборудовании и содержании ветеринарной аптеки никаких «мелочей» быть не может. Особенно, если учесть, что закон (ст. 14.43 КоАП РФ, ч. 1) позволяет налагать штраф от 100 000 до 300 000 ₽ на юридическое лицо и штраф от 10 000 до 20 000 ₽ на должностное лицо. Тем не менее обращают на себя внимание некоторые детали Правил, которые, не являясь прямыми предписаниями, способны повлиять на результаты проверки. Например, дважды (в пп. 7 и 11) помещения аптек косвенно подразделяются на имеющие площадь более 10м2 и менее:
«7. В помещениях для хранения лекарственных средств стеллажи (шкафы) должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к лекарственным средствам персонала… а также доступность стеллажей (шкафов), стен, пола для уборки. Стеллажи для хранения лекарственных средств в помещениях площадью более 10 м2 должны быть установлены следующим образом: расстояние до наружных стен – не менее 0,6 м; расстояние до потолка – не менее 0,5 м; расстояние от пола – не менее 0,25 м; проходы между стеллажами – не менее 0,75 м».
И также:
«11. Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха... В помещениях для хранения лекарственных средств площадью более 10 м2 измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов».
Так отчего же проводится именно такое различие? Предположительно, это связано с образованием микроклимата в помещении. Более того, в ходе последовавшей дискуссии о выборе помещения под ветеринарную аптеку Наталия Сергеевна поделилась интересным наблюдением: «Считаю целесообразным учитывать численность имеющегося в хозяйстве поголовья, характер и динамику заболеваемости животных. Данные о том, какими заболеваниями и с какой периодичностью болели животные, позволят спрогнозировать, какого рода препараты и в каком количестве следует закупать, а следовательно, и то, насколько просторное помещение потребуется для их хранения».
Другая интересная частность содержится в п. 4 Правил:
«4. Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены оборудованием, позволяющим обеспечить температурные и влажностные режимы хранения лекарственных средств в соответствии с условиями хранения, предусмотренными инструкциями по применению… или условиями хранения, указанными на первичной упаковке…»
И речь тут идет отнюдь не о холодильниках, о них говорится отдельно:
«10. Помещения для хранения лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры, должны быть оснащены холодильным оборудованием, укомплектованным термометрами (термографами, терморегистраторами)».
О чем же в таком случае ведется речь в п. 4?
– Например, о кондиционерах или вентиляторах, – пояснила Наталия Чиркова. – На упаковке некоторых препаратов изготовитель четко указывает температурный режим хранения, скажем, от +10°С до +25°С.
В холодильник такой препарат не положишь, а в помещении, например, температура воздуха достигает +30°С. Поэтому чтобы создать нужный температурный режим, необходимо включить кондиционер или вентилятор, или иное климатическое оборудование.
Как государственный инспектор я, разумеется, не могу требовать от руководителей хозяйств обязательной установки именно кондиционеров (организации вправе установить иное климатическое оборудование). Я могу требовать лишь соблюдения условий хранения препаратов. Поэтому если во время проверки температура воздуха в помещении будет соответствовать той, что требует изготовитель, о нарушении речи не пойдет. Однако не следует упускать из виду, что проверки проводятся отнюдь не только с октября по апрель, и что в другие месяцы температура в том же самом помещении может оказаться совсем иной.
Что касается холодильников, то хотелось бы заострить внимание на необходимости оборудовать его изнутри термометрами. Например, температура хранения вакцин колеблется в диапазоне от +2°С до +8°С, в редких случаях до +10°С. Как бы то ни было, нижняя граница хранения – это + 2°С, которую, конечно, необходимо отслеживать и наряду с показаниями других приборов дважды в день регистрировать в журнале.
И действительно, п. 12 так прямо и предписывает:
«12. Показания приборов для регистрации параметров воздуха (термометров, гигрометров (электронных гигрометров) или психрометров) должны регистрироваться 2 раза в день в журнале (карте) регистрации параметров воздуха на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется лицом, ответственным за хранение лекарственных средств. Журнал (карта) регистрации заводится на один календарный год. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного календарного года, следующего за годом ведения журнала (карты) регистрации…»
Более того, такие журналы также являются предметами проверки, а их отсутствие – нарушением и поводом для штрафа, равно как и регистрация в них показаний всего раз в день вместо двух положенных. Да, но кто обращает внимание на такие «мелочи»? Впрочем, этот не совсем риторический вопрос, пожалуй, излишним было бы адресовать государственному инспектору.
1. Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Пользователь даёт Оператору своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.
2. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) и которая может быть использована для идентификации определенного лица либо связи с ним.
3. Персональные данные Пользователей хранятся исключительно на электронных носителях и обрабатываются с использованием автоматизированных систем
4. Оператор использует персональные данные Пользователя в целях:
- регистрации Пользователя на Сайте;
- получения Пользователем запрашиваемой информации об услугах Оператора;
- получения Пользователем персонализированной рекламы;
- для выполнения своих обязательств перед Пользователем.
5. Оператор обязуется не разглашать полученную от Пользователя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.
6. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств
7. Оператор осуществляет блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.
8. Персональные данные пользователя уничтожаются при:
- самостоятельном удалении Пользователем данных со своей персональной страницы с использованием функциональной возможности «удалить аккаунт», доступной Пользователю при помощи настроек профиля;
- удалении Оператором информации, размещаемой Пользователем, а также персональной страницы Пользователя в случаях, установленных договором купли продажи (оферта);
- при отзыве субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных.